Контракт Валерия Сергеевича
Валерий Сергеевич сочиняет стихи хорошие, но скучные. То есть, рифмует складно, но то, что он рифмует – на читателей нагоняет тоску, перерастающую в гнев и ужас. Поэтому форум, на котором он админит, такой злой.
Пытаясь навести на вверенном ему форуме порядок, Валерий Сергеевич понаписывал гору указов, инструкций, резолюций и постановлений. Дюжину дюжин или сорок сороков. Даже неизвестно, чего у него теперь больше, стихов или бумаг, которые он любовно называл «актами».
Однажды, как когда-то Маяковский, озарённый идеей образа «единственной ноги», преобразившейся затем в стихи:
Тело твоё
я буду беречь и любить,
как солдат, обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу[1],
Валерий Сергеевич проснулся средь дремучей ночи «грачьей» и быстро-быстро накарябал в блокнотике, который у него всегда на всякий такой случай лежал вблизи на прикроватной тумбочке, одно единственное слово: "Контракт".
Утром он долго ломал голову, что же это было и зачем он это сделал. И какие только мысли не лезли! В том числе и жутковатые, хоть и героические, соответствующие духу времени. Только Валерию Сергеевичу уже восьмой десяток покатил. «Таких не берут в космонавты. Кажется. Значит, это я не в прямом смысле имел в виду, а, наверное, в лингвистическом», - подумал он и немного успокоился.
Юрий Олеша, кроме «Трёх толстяков» написал ещё роман «Зависть», тема которого, сюжет и фабула, а также главные и второстепенные герои со временем из памяти стираются. Но самое начало этого шедевра не забудешь никогда:
Он поёт по утрам в клозете.
Нет сомнений, что Валерий Сергеевич тоже там поёт. Мы даже догадываемся что. Наверняка, это цитаты из его собственной Библии в стихах! Да-да, то есть нет-нет, это не шутка, Библию он тоже зарифмовал, правда, пока только ветхозаветную её часть. Остальное в проекте.
Наш Президент изучал Закон Божий,
Как террористов в сортире мочить.
Всё, что осталось, чтоб их уничтожить –
Выбрать сортир и момент уличить[2].
Вот, примерно это напевал, в целом - на мотив украинской народной «Мiсяць на нэ-э-бi, зiроньки ся-а - ють», с небольшими композиционными импровизациями в парных строках.
Закончив пение и процедуры и вкусно позавтракав, затем одевшись в белоснежную накрахмаленную блузу, костюмные брюки с наутюженными стрелочками, терракотовый пиджак, повязав галстук и наодеколонившись, он, наконец, чинно отправился на форум.
Физически для этого никуда не надо было идти, а требовалось только сесть за письменный стол в рабочем кабинете и включить комп.
Чуть пошевелив мышью, он открыл закладку Форума и покликал по жёлтой кнопочке с надписью «Открыть тему». В появившейся форме напечатал текст, который сразу же отправил в эфир, и этот текст был примерно такого содержания:
ДЛЯ ВАС, ЛИНГВИСТЫ
Контракт – договор, соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон..
Акт - (лат. actus — действие) официальный документ, имеющий юридическую силу.
Контр - первая часть сложных слов, означающая противоположный или встречный процесс, противодействие тому, что выражено во второй части слова...
Получается, что «контракт» - это то, что противодействует тому, что было заключено.
Объясните, как такое противоречие следует понимать?
Вот так, понимаете ли, хорошо и даже прекрасно начинался день, пока его вдруг не испортила Севрикова, немедленно написавшая ответное сообщение:
«Всё-то вам акты до протоколы во всём видятся, Валерий Сергеевич. Но сдаётся мне, что тут не "контр"+ "акт", а "кон"+"тракт" - "совместная трактовка" (договорённостей)»
Таким образом, серьёзная тема солидного мужчины приобрела какой-то балаганный «душок».
«А не ответить ли ей цитатой из произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» - строго подумал возмущённый бюрократ и на минуточку почувствовал себя слоном. Но тотчас вспомнил, что недавно ей это уже писал. Правда, из-под другого аккаунта – не то АФ (Администратор форума), не то МФ (Модератор Форума), не то ещё что-то там такое же солидное…
«Что же делать?...» - задумался он.
И снова ушёл в клозет, где его озарила неплохая мысль, принёсшая облегчение: «А сделаю-ка я то же самое, что и Алик!»
Глава 2. То же самое, что и Алик
«А сделаю-ка я то же, что и Алик», - подумал Валерий Сергеевич. Но читатель не знает, кто такой Алик и что он такого сделал. Поэтому, расскажем сначала о нём.
В наше время такого почти не бывает, чтобы человек не пытался складывать слова в столбики и, как говорит Севрикова, - в «стопарики».
Оттого весь двор в дерьме от курей помёта,
Что прохода на земле нет от рифмоплётов.[3]
«Стопариками» она называет ритмические стопы – те самые «ямбы», «хореи», «дактили», «амфибрахии» и «анапесты». К примеру, вышеприведённые стихи про поэтов, взятые всё из уже упомянутой в первой главе зарифмованной Валерием Сергеевичем Библии, написаны четырёхстопным хореем, чередующимся с трёхстопным.
Так что Алька был из «редкостных». Стихов он не сочинял.
Но поэзию любил.
Любил за то, что она его «кормила».
Будучи владельцем «литературного портала со свободной публикацией» со «свободным литфорумом», он умудрялся «делать деньги» на человеческом тщеславии: у него публиковались сотни и тысячи виртуальных бездельников, гордо именующих себя «творческими людьми», «литераторами», «поэтами», или как иные, скромненько, но кокетливо - «графоманчиками»
Все эти люди размещали свои «нетленки» на его серверах совершенно бесплатно, что Альку, честно говоря, раздражало. Но если бы он сделал публикации платными, вся эта гвардия утекла бы к конкурентам. Поэтому свой доход он получал:
а) с рекламы, которой с беспощадной щедростью заваливал страницы портала.
б) с разнообразных платных пользовательских сервисов, как то «скрыть рекламу», например, или «пропиарить своё произведение на главной».
Но что же случилось между ним и Севриковой?! И что он сделал ей такого, что Валерий Сергеевич захотел бы «повторить»?
О-о-о-о-о! Это такая долгая история, что если бы мы стали её рассказывать всю и полностью, со всеми необходимыми подробностями, - дело закончилось тысячелистным многотомником по образу и подобию «Войны и мира». Поэтому, давайте этого делать не будем, а ограничимся только тем, что касается непосредственно Валерия Сергеевича и его решения: Алька дулся на эту Севрикову и вот уж год вообще никак с ней не разговаривал, а только передавал ей через «своих людей» - то бишь, редакторов, - что он с ней «больше не общается», или же сам писал об этом открыто на форуме разнообразным третьим лицам.
Этот демонстративный игнор доводил её до сумасшествия, из-за чего гордячка время от времени совершала какие-нибудь глупости. Например, устраивала на форуме «истерики» с претензиями по поводу того, что её «обсуждает владелец», за что Валерий Сергеевич её, разумеется, банил по пункту «дискредитация владельца сайта».
Банил надолго: и на неделю, и на две, и вплоть до шестидесяти дней. Сам же владелец однажды наказал её за какую-то провинность ста пятьюдесятью днями. Из-за чего, собственно, и началась эта самая их беспрецедентная вражда.
«Сделаю то же самое, что Алик, - решил Валерий Сергеевич, - буду делать вид, что её как будто не замечаю!»
И, вернувшись из клозета, пошёл в тему отвечать всем своим собеседникам до единого, за исключением Севриковой. Кстати, все они, в принципе, писали, примерно то же, что и она. Что, мол, неправильно было бы думать, что «контракт» - это «контр» плюс «акт».
« Слово «контракт» происходит от латинского contractus — «согнутый, ограниченный; скреплённый». Оно образовано от глагола contrahere — «заключать, скреплять». От cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» и trahere — «тянуть, тащить». Далее — из праиндоевропейского *tragh- «тянуть, тащить». В русский попало в середине 17-го века из польского. Польский, в свою очередь, заимствовал его из немецкого – kontrakt», - разжёвывал коллега Юрий К.
Хороший, кстати, мужик из Ярославля, любящий рыбалку и стихи Пастернака, Есенина и Саши Чёрного, ясно и глубоко мыслящий социалист-романтик. Есть у него, к примеру, небольшой интересный цикл из шести максим - «Афоризматика», одна из которых:
«Быть богатым в мире, где есть бедные - безнравственно до омерзения. Пока человечество до глубины души не осознает эту нехитрую, в общем-то, истину - череда войн, революций, гуманитарных, социальных, экологических и иных катастроф не закончится».
Но это уже к делу отношения не имеет. Вернёмся к теме Валерия Сергеевича.
В сообщениях обнаруживались не только опровержения, но и попытки каким-то образом утвердить и оправдать его гипотезу. Вот, например, Васса, - таинственная поэтесса с розочкой на аватарке, давно уж начинающая, но всё ещё упорно рифмующая «вечность» с «человечностью» и «мир» с «эфиром», сочинила целую теорию:
«Так как использование одной стороной труда от другой стороны ( имеется в ввиду отдельный человек или группа людей) является по своей сути некоторой степенью эксплуатации, составляется документ, как некоторое противостояние (как гуманный подход) к «насилию». Документ, в котором «контр» — это права и деньги, как противостояние использования труда (навыков, сил и времени) в собственных интересах работодателя.
«Акт» — это использование человеческих ресурсов выполняющего работу.
«Контр» — как противостояние эксплуатации в виде правовых договорённостей».
«Сову на глобус натягивают», - говорит про такие теории Севрикова. А Валерию Сергеевичу суждения Вассы очень понравилось. «Умная девушка», - подумал он о ней. И написал ответку, что, мол, идеи у ней неожиданные, интересные, и, кто знает, может быть, даже рациональные.
Всем ответил, а Севриковой нет. «И её это, конечно, очень огорчит!» - радостно подумал он. «Она будет страдать, что её не замечают! Теперь уже не один только Алька, а мы с ним вдвоём!...»
И вдруг услышал чей-то тонкий гнусавый голосок:
- Нужно найти третьего!
«Ой!» - подумал Валерий Сергеевич, и огляделся, пытаясь понять, кто это сказал.
Ни никого в кабинете не было.
[1] В.В. Маяковский «Облако в штанах»
[2] Издательство «Гварга», Москва 2020, Валерий Белов. «Вся правда о Давиде» стр.19
[3] Издательство «Гварга», Москва 2020, Валерий Белов. «Вся правда о Давиде» стр.30
|