21:07
Рецензия от Елены Елей (Творческая Мастерская Избы-Читальни)

Маэстро играет с огнём (ТМ)

­Скрипка устала. Маэстро играет с огнём.
- Врёт! Не возьмёт! - обозлённые дразнятся толпы,
Но надвигается музыка линией фронта
на неприступный гранитных сердец бастион.

Он заигрался, увлёкся игрой, как дитя.
Тучей озоновой, заревом странным и страшным,
в громоотводы и гордые города башни
бьётся мелодия молнией, разум слепя.

- Врёшь, не возьмёшь! – восклицает упрямая чернь,
масками лики прикрывшая, словно щитами…
- В городе нашем давно уже предпочитают
виселиц скрип стрекотанью чудных скрипачей.

Людям, играющим в игры, не видящим суть,
глухо внимавшим Бетховену, Моцарту, Баху, -
Что им смычка безызвестного пылкие взмахи?!
Скрипка устала! Маэстро, пора отдохнуть!

Ваш соль-минор – никудышный для них аргумент!
Жемчугом сыплете щедро, иль солью земною –
пользы не будет. Ей-богу, Маэстро, не стоит
так истязать дорогой, как душа, инструмент.

Бросьте смычок, и снимите с пюпитра тетрадь.
Град Обреченных – для Вашей ли Светлости место?
Или для Вас целой жизни дороже, Маэстро,
цель Вашей музы и музыки: Взять, не соврать!?

(2007)


Это произведение разбиралось в ТМ* (Творческая Мастерская  - проект Избы-читальни).
Полностью его  разбор пользователями, вхожими на форум,  можно посмотреть по ссылке: https://www.chitalnya.ru/commentary/28792/
Здесь же я публикую наиболее впечатлившую меня  серьёзную и полноценную во всех отношениях рецензию редактора  сайта и куратора ТМ  - Елены Елей

РЕЦЕНЗИЯ ЕЛЕНЫ ЕЛЕЙ НА СТИХОТВОРЕНИЕ "МАЭСТРО ИГРАЕТ С ОГНЁМ"
Мне стихотворение понравилось уже тем, что вначале прочлось, как говорится, в прямом значении. Вспомнился прекрасный фильм о Паганини - проглядывает та же страсть, о которой поговаривали, что она поистине дьявольская - так захватывала и подчиняла волю его музыка...
Интересно, что при прочтении у меня неожиданно участился пульс, что, признаться, удивило, хотя я часто пробую чужие стихи на "вкус"- там, где он присутствует...
Судя по моим ощущениям, Вам удалось подобрать такИе слова, которые делают стихи энергетически насыщенными. Не скажу, что это лёгкая и светлая энергия - это безотчётно почувствовали и другие, объяснив это перегрузом образов.
Но это не перегруз, здесь всё уравновешено по метафорам и их логике, на своём месте и при достаточном словаре. Трудночитаемых инверсий тоже не заметила. Просто 5-стопный дактиль, на мой взгляд, сам по себе тяжеловат для чтения.

Теперь о смысле.. Смысл - прямой или иносказательный - видится достаточно цельным. Просто переключается внутренний "тумблер" - и представляешь любую картину - хоть Паганини, хоть Навального, хоть Президента с его Мюнхенской речью, хоть форум Избы-Читальни... Мне почему-то больше "зашёл" Паганини)

Центральный образ - Маэстро... Неважно, где он играет - толпа не прислушивается к его музыке. Более того - толпа беснуется, не понимает и не принимает.
=Маэстро играет с огнём= здесь, конечно, чистая аллегория, обозначающая опасность. Он ощущает эту опасность в виде "гранитных сердец", к которым не пробиться... И ему от этого страшно.
Скрипка устала... Но он продолжает бороться - азартно, всё больше увлекаясь собственной борьбой, в которой видит одному ему ведомый смысл...
И вот уже " надвигается музыка линией фронта" - изумительная строка, показывающая нарастающую силу его музыки - подобно молнии, она бьётся о неприступные башни, олицетворяющие нечто чуждое, каменно-тяжёлое и непробиваемое, и даже громоотводы ей не помеха.

=разум слепя= тоже интересная находка. У меня она проигралась как "вспышка" - когда в голове, кажется, коротко вспыхивает ослепительный свет, как от магниевой вспышки (фото), и мозг вдруг перестаёт работать в прежнем режиме, как будто слепнет от яркого света...

=Врёшь, не возьмёшь! – восклицает упрямая чернь,
масками лики прикрывшая, словно щитами…
- В городе нашем давно уже предпочитают
виселиц скрип стрекотанью чудных скрипачей=

Ну, прямо наш форум)) Конечно, сильно утрированно, но верно по определению.
Даже "стрекотанье скрипачей" хорошо вписывается в понятие "город" - их много, они маленькие и что-то пиликают на своих скрипочках, как сверчки, которых часто изображают с этим инструментом.

Говорить об остальных строфах не буду - они безошибочны в аргументации и одинаково хороши.

Лишь отмечу строчки:

=Ей-богу, Маэстро, не стоит
так истязать дорогой, как душа, инструмент=
Отличное сравнение инструмента с душой, хотя речь, похоже, с самого начала идёт именно о душе - "скрипка устала".
Хорошо показаны и "предательские мысли": "А кому всё это нужно, если душой и талантом ничего и никого не изменить?"

=Град Обреченных – для Вашей ли Светлости место?=

Понятно, что речь не о княжеском титуле, а об ощущении себя "светлым" человеком, в отличие от обречённой "тёмной" массы.

Переделывать здесь ничего не нужно. О последней строке, которая вызывает сомнения:
если удастся сделать её кульминационной, обобщающей и при этом без излишнего пафоса, будет прекрасно.

Категория: Слава | Просмотров: 19 | Добавил: sevrikovasvetlana | Рейтинг: 0.0/0
 
Всего комментариев: 0
avatar
More info